propletenie.ru курсы егэ литература

Тексты

Я уже художник...

Основу своего живописного мастерства получает Илья Кукушкин в Кубанском Государственном Университете, на художественно-графическом факультете, в Краснодаре. Но там рамки обучения стали ему тесны, не хватало творческой свободы и эксперимента и он едет учиться в Германию, в город Бонн, в художественный институт. В это время возникают полотна близкие по духу группе "Кобра" и в частности Асгеру Йорну. Но этот путь не ведет Кукушкина дальше, чтобы выбраться из творческого тупика он начинает заниматься скульптурой.

Но настоящий прорыв совершает он лишь в Дюссельдорфской Художественной Академии. В классе госпожи профессора Риссы открывает он конструктивистическую фигуративность, в которых футуристические элементы, понимание формы и цвета находятся между Хардэджом и традициями иконописи. Где линия - это линия. Прикосновения кисти, мазки не видны. Плоскость является цветовым пространством.
Выбранный цвет всегда принадлежит только ему подходящей форме. В сочетании цвета, формы, пространства и созвучия возникает картина. Законы иконописи и ее изначально мощные цветовые сочетания изучил Кукушкин еще в России. Сегодня же ему супрематизм Малевича, аналитическое искусство Павла Филонова и свободные видения абстрактных форм позднего Василия Кандинского намного ближе. С плоскостной живописью познакомился он при помощи своего старшего друга еще в начале своего обучения в Краснодаре.

С Хард-эджем, собственно говоря, Кукушкин особенно не сталкивался, но его обхождение с цветом и формой, и его представление, что плоскости цвета становятся цветовыми пространствами и целое картины живет своим общим звучанием очень схожи традициями Хардэджа. В живописи Хард-едж цвет "постоянно связан с формой, которая им определяется...Цвет в своей чистоте или в смеси определяется и изменяется лишь при помощи другого цвета. Поэтому цвет во всех областях живописи является носителем содержательного, символического или экспрессивно-психологичного, или импрессивно-романтического, или абстрактно-геометрического измерения. Цвет может быть как яркий, гармоничный, теплый или холодный, жесткий или мягкий воспринят.Действие цвета всегда индивидуально. Нет общего закона действия цвета в картине..."Авангардный Филонов интересует Кукушкина своим представлением архаичности пластики форм и представлением о том, что общее может быть разложено на составляющие его частные, единичные формы. Как Малевич стремиться Кукушкин к тому чтобы превратить бесформенную массу краски в парящие цветовые пространства.

09

В комплексе своих картинных конструкций достигает он своего собственного мира, в котором цветовые плоскости в пространстве картины конструируют предмет и его же деконструируют в направлении абстракции. Световая сила его композиций создается благодаря конструкции соседних цветовых плоскостей и достигается однослойности живописного слоя. Композиция цветовых плоскостей и их игра создают общее звучание картины. Общность всех его картин создают начала до сих пор никем не виденного мира. И этот картинный мир кажется беспристрастным.

Параллельно картинам с детьми художник пишет сюжеты со всадниками и натюрморты. Написанная в 2005 году картина "Фирмунг" ("Конфирмация") с тремя другими произведениями к религиозной теме, написанными Ильей Кукушкиным выставлены на штуттгартской выставке. Как говорит сам автор он вырос в СССР, в обстановке абсолютно не религиозной. Лишь в возрасте 24 лет решает он креститься. В "Фирмунге" выносит он жест благословения в композиционный центр, как он нам известен с периода первых христиан в момент крещения. Точно также читаем мы в Евангелии о том, как Петр и Иоан направились в Самарию, когда они прослышали, что там люди уверовали. Также, как и в экуменической точке зрения состоялся диалог между римско-католической и православной церквями о значении конфирмации.

45

Созданное Кукушкиным к этой выставке полотно "Несение креста" являет собой изображение двух фигур под, на цветовые пространства разложенным, крестом. Возле истекающего кровью Христа виден нам Симон, человек из толпы, который должен был нести крест Иисусу:"Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его"."Несение креста" кисти Кукушкина концентрирует это событие : еле живой от страшной боли Христос нуждается в помощи Темно-земляное общее звучание картины вместе с красным предвосхищают смерть. В "Несении Креста" передает события автор мастерски.

В своей второй специально для штуттгартской выставки созданной работе изображает Кукушкин Марию. Композиция сконцентрирована на голове Марии. Разложенная на синие, зеленные, желтые и черные плоскости картина сигнализирует боль, возмущение, недоумение и снова боль, Кому интересно, тот может вспомнить фазы горя, описанные Елизабетой Кюблер-Росс и как раз увидеть первую фазу, конгениально изображенную автором в своей картине. Созвучие цвета передает предмет. В этих картинах правильно все. Они сохранятся в памяти.